Версальский сад
Французские сады

Если Вы хотите узнать и почувствовать, что собой представляет настоящий французский сад, проникнуться духом французского национального колорита эпохи Людовика Великого, то Вам следует побывать в Версальском садово-парковом комплексе, где музыка фонтанов, зеркала искусственных озёр, изысканные статуи и цветники, геометрически правильные формы бордюров с яркими газонами под солнцем и прохладой тенью многовековых деревьев, расскажут Вам об этом.

Французский сад в ландшафтном дизайне

Олицетворением Французского сада бесспорно является Версаль - парковый ансамбль резиденции французских королей. Для садов, возникших в эпоху барокко, которые, как и поэзия, должны были удивлять и поражать, характерны "игра" с водой, обилие каменных скульптур, павильонов, аллегорических фигур, ниш, балюстрад, садовых театров. Подобные сады отражали богатство, вкус и эрудицию владельцев. Синтез искусств, воздействие на воображение, шутливый характер композиций и украшений (курьезы, шутки, обманки) придавали таким садам характер театральный и музейный. Такие сады использовались для маскарадов и театральных представлений, служили музеями скульптуры под открытым небом, редких растений и плодов. Французский, классицизм с его радиональной, логически четкой композицией нашел воплощение при создании блестящего Версаля, в котором пространственный размах барокко сочетался с характерной для классицизма рациональностью построения.

Версаль - символ Французского садового искусства.

Идея создания Версаля заключалась в противопоставлении естественной природной среде. Чтобы понять это, необходимо знать немного истории. Версаль Иль-де-Франс - старинная деревня, упоминание о которой можно найти в исторических документах начиная с XI века. Это была деревушка на расстоянии 18 км от Парижа, стоящая на склоне холма по пути из Нормандии в столицу, в которой часто останавливались проезжие конные экипажи и одинокие странствующие путники. В 1570 году Генрих IV будущий монарх Франции, остановился в этой деревне в тот момент, когда ехал на встречу с Екатериной Медичи. Затем, став королём, он приезжал сюда охотиться. Потом сюда приезжал на охоты его сын - Людовик Тринадцатый, построивший здесь охотничий домик, и в 1624году выкупивший эту болотистую землю с прилегающими к ней полями, чтобы на месте, где когдато стояла ветряная мельница, построить замок.

После смерти Людовика Тринадцатого замок долго пустовал, т.к. наследнику и будущему королю Людовику Четырнадцатому было всего 5 лет. Именно после того, как в 1661 году Людовик стал королём и произнёс свою знаменитую фразу: "Государство - это Я!", начался новый век для французского государства известный в истории, как "эпоха Людовика Великого". Осознав себя королём, он сразу стал мечтать о своей резиденции, так как каждый уважающий себя монарх ее имел.

Первый королевский садовник Ленотр стал автором всего дворцово-паркового комплекса. Ему помогали - первый архитектор короля - Лево и первый живописец короля - Лебрен. Согласно проекту, старинные постройки охотничьего замка с одной стороны, оставались неприкосновенными, а с других обрастал современными по тем временам корпусами. Версаль представлял собой грандиозный единый ансамбль, где природа, подчинившись архитектуре, превратилась в гигантский парк, в центре которого находился дворец с фасадом в 500 метров длиной.

Ансамбль развивался с востока на запад и поражал своими масштабами. Наиболее величественной и эффектной в этом ансамбле смотрелась перспектива из двух водных партеров искусно развивающаяся по главной оси парка, и уходящая к горизонту по широким каналам с отблесками солнца в вечернее время.

Французскому ландшафтному архитектору Ленотру, нужно было проявить не малую смелость, чтобы на заболоченной территории создать такой ансамбль. В первую очередь были выполнены все инженерные работы. С помощью сети каналов, предназначенных в дальнейшем под водные системы парка, было произведено осушение всей местности. Был создан искусственный рельеф с парапетами, террасами, широкими ступенями и лестницами. Трехлучевая система планировки, открытость композиции, беспредельные перспективы, визуальные связи с окружающей средой соответствуют мышлению человека эпохи абсолютизма Людовика Четырнадцатого, которого называли "Король - солнце".

Французский стиль парка

Итак, Версальский парк - это пример наивысшего художественного выражения классического, или регулярного, или Французского стиля.

Версальский парковый комплекссчитается эталоном геометрически точного разделения площади. Все здесь рассчитано и обработано математически точно и геометрически строго: ровные, чётко очерченные водные и газонные поверхности, геометрически правильные посадки остриженных лип, тисов, самшитов и грабов, замкнутые стены живых растительных массивов.

Массивы из деревьев и цветников точно расположены по сторонам центральной оси парка. Всё это производит впечатление грандиозности и бесконечности Версальского дворца на открытом воздухе. Этому способствовала также равнинная местность. В соответствии с пейзажем сад развивался как большой ковер.

Для возведения такого парка из других стран и областей Франции было доставлено гигантское количество различных растений и деревьев. Из лиственных деревьев для посадок в парке, в основном использовались: ясень, дуб, липа, вяз, каштан, граб, клён и пирамидальный тополь. Из хвойных пород: ель, тисс и вечнозелёный кустарник самшит. Из плодовых деревьев было отдано предпочтение вишне, яблоне и груше. В парковых посадках Версаля чаще всего применялась аллейная посадка растений, и только в некоторых местах использовались перголы и растения в кадках. Но уже спустя 150 лет многие из этих деревьев были заменены новыми.

Широкое распространение в Версале получили Боскеты. Все деревья в Боскетах посажены на близком расстоянии ровными рядами, что позволило в дальнейшем, когда они разрослись, получить сплошной массив зелени. Зелёные залы таких боскет, предназначались для проведения в них музыкальных мероприятий, танцев, концертов, игр и отдыха. Ничего не изменилось и в наше время. Находясь в Версале, автору этой статьи посчастливилось присутствовать на концерте симфонической музыки, который проходил в одном из боскетов парка.

Версалю свойственны открытые обширные пространства вокруг дворца с множеством цветников, подчеркивающих главенство дворца.
Характерно, что в Версале все компоненты, формирующие пространство: рельеф, вода и растительность в том числе, проектировались без учета природной среды.

Создавалась уникальная искусственная среда из стриженых деревьев, зеркальных бассейнов в ажурных каменных рамах, причудливых памятников, архитектурных форм с оригинальными живописными объемами. Архитектор Лево работал в Версале до 1670 года - года своей смерти. Он возводил здания Зверинца и Оранжереи. Лафонтен - великий французский баснописец, с восторгом описал эти оранжереи со множеством насекомых, птиц и редких зверей.

На протяжении строительства Версаля ( при Людовике Четырнадцатом оно велось 40 лет) с перерывами на войны и безденежье, было задействовано около 38 тысяч рабочих. Только в парке работали 1000 садовников. (Для сравнения - на сегодняшний день садовников в Версале - 70 человек). И это не смотря на то, что весь парковый комплекс Версаля занимает площадь 101 гектар. Здесь много аллей, смотровых площадок и променадов. Систему водных каналов и озер Версаля назвали "маленькой Венецией". Среди скульптур главного Французского сада имеется обворожительные по своей красоте анималистические группы и морфологические фигуры.

Версаль - это богатство не только Франции, но и всего мирового искусства. И со временем это богатство только растет в цене.

    
    
    


 
ОФИС:
Украина, г.Днепропетровск пр.Правды 50
E-mail: vld@vldlux.com.ua
 
ТЕЛЕФОНЫ:
8 (056) 788-54-50
 
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
С удовольствием ответим
на все ваши вопросы:
Заполнить форму
© 2012-2014 vldlux. Все права защищены

Рейтинг@Mail.ru
Создаём сайты
О
с
т
а
в
и
т
ь
с
о
о
б
щ
е
н
и
е
Оставить сообщение
Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
Телефон в формате: +380xxxxxxxx
Спасибо!
Сообщение отправлено.