Уголок японского сада
Японские сады

Трудно представить себе более изящные и необычные сады, чем японские миниатюрные садики. Уже одно название «сад камней» говорит об экзотичности выбранного предмета, способного только одним звучанием настроить вас на поэтический лад и подтолкнуть к размышлениям. Об особенностях и истоках возникновения стиля японских садов пойдёт речь в этой статье.

Японский стиль сада в ландшафтном дизайне

Говоря о восточных садах, невозможно не упомянуть о садах японских. Оформление декоративных японских садов в 14-15 веках, в том числе, сухих садов из камня или гальки стало одним из видов искусства. Японский сад является одним из вариантов природного обустройства ландшафта. Этот стиль по праву можно считать одним из самых оригинальных и естественных среди множества других ландшафтных стилей.

В японских садах столько тайны и очарования что, несмотря на внешнюю неподвижность, большей частью кажущуюся, они словно расступаются перед восторженным взором зрителя, захватывая и наполняя их чувством совершенной красоты. Яркий и очень практичный аскетизм японских садов поражает своей изысканностью и талантливой простотой, которую можно сравнить разве что с живописью великих художников.
Культ красоты - основной принцип творчества японских садоводов, который, вырос на религиозном фундаменте божественности природы. Для любого японца природа, это точка отсчёта в оценке прекрасного, которая с древнейших веков формировалось у этого народа на множестве примеров живописных панорам их родины.
Природа, это та прочная нить, которая связывает сегодня искусство и повседневную жизнь любого японца, являясь основной характеристикой его культуры.
Не смотря на то, что культура садоводства когда-то в VI веке была позаимствована японцами из Китая, разница ощутима. И это проявляется, прежде всего, в функциональном назначении каждого сада. Китайские сады предназначены для свободного, беззаботного отдыха, в то время, как японские садики служат для совершенствования духа через созерцание прекрасного.
Именно садики, а не сады ключевой характеристикой которых являются не большие размеры, отличают японские миниатюрные пейзажи от китайских парков и садов занимающих огромные территории. Эта характерная особенность присуща только Японии потому, что вся её территория расположена на небольших островах, где иметь большие сады не рационально, а иногда просто не возможно. В Японии мало семей, способных позволить себе разбить около своего дома даже миниатюрный садик. Перенаселённость Японских городов сегодня самая высокая в мире. Но даже такая стесненность не является для Японцев преградой для создания на своих крошечных территориях живых композиций.
В соответствии с буддистским учением, японцы воспроизводят на крохотном клочке земли "панораму большого мира": горные потоки, океаны, острова, леса, ущелья и долины". Поэтому, японский сад, в основном, имеет миниатюрные размеры, он очень лаконичен, и высоко декоративен, а также, очень символичен. Даже при небольшом количестве компонентов в саду, человек, находящийся в нем, максимально точно понимает значение того или другого элемента композиции.

В древней Японии приход каждого нового сезона отмечали проводимыми в садах церемониями и празднествами. Например, существовал фестиваль ирисов, праздник цветения сакуры (существует и поныне). Существуют и такие сады, где мироощущения заостряются только на каком-то одном определённом компоненте. Например, это может быть сад изо мхов или сад камней, сад из водопадов или ручьёв и т.д. там, где какой-то из элементов преобладает больше по отношению к другим. Для настоящих любителей подобного искусства этот сад не что иное, как сокровище, оценить которое способны лишь гурманы, способные воспринять всю глубину переданных создателем этого сада мыслей, чувств и душевного настроения. Интересно заметить, что с IX по XII век в Японии был сформирован принципиально новый тип садового искусства, названный, как "сад для чаепития и чайных церемоний". И не смотря на то, что эта идея так же была скопирована в Китае, она совершено видоизменилась в Японии. Эта красивая церемония была придумана известными мастерами того времени Дзео Соэки и Сэнно Соэки в 1473 году и со временем, превратилась в очень значимую церемонию для всего Японского народа. Церемония чаепития всегда проходит по особенному ритуалу в саду, созданному для таких церемоний. В нём Японцы получают истинное удовольствие от одновременного чаепития и созерцания прекрасного творения природы и рук человеческих. Небольшие размеры сада располагают к общению и уютному времяпрепровождению. В этом саду обычно есть дорожка, которая ведёт к чайному домику, каменный фонарь и сосуд для ритуального омовения рук. Специальное покрытие дорожки с неровными но красивыми камнями требует от посетителя сосредоточенности и внимательности при перемещении по ней до того участка где можно на гладкой поверхности насладиться красотами сада. Во всём этом есть глубокий второй смысл, позволяющий посетителю не только самоуглубиться, но и понять, что жизнь терниста и прекрасна одновременно.

Основное назначение такого сада - развитие самоуглубления и сосредоточенности. Примером его может служить чайный садик во дворце Хиджи (1536-1598гг.) Чтобы понять до конца концепцию японского сада, почувствовать его прелесть и самобытность, необходимо глубоко осознать его философию. На каноны формирования японских садов, когда то, оказали сильное влияние религиозно-философские системы этой страны. Самый ёмкий след в этой философии оставили даосизм. синтоизм и буддизм ( точнее его направление - дзен ).

По функциональному назначению сады Японии можно разделить на такие группы, как дворцовые сады, сады для жилого дома и сады для чайных церемоний. Кроме того, японские мастера разработали несколько приемов формирования малого сада:

- по характеру рельефа ( плоский и холмистый сады);

-по сложности композиционного построения;

- по основному ведущему природному элементу.

Среди типичных средневековых императорских садов в феодальной Японии широкое распространение получили миниатюрные садики у жилых домов. В 19 веке полностью окончил своё формирование ансамбль традиционного японского жилого дома и сада как его неотъемлемой части. Иногда подобные садики занимают площадь всего лишь в несколько квадратных метров. При этом они обладают необходимыми компонентами сада - маленьким бассейном, натуральными камнями, дорожками, деревьями и цветами.

Различают три вида японских садиков:

- садик "Ке ", который предназначен только для домашних нужд;

- садик "Харе", который служит для различных церемоний;

- садик "Суки" назначение которого, развивать эстетическое и эмоциональное восприятие его посетителя.

Часто в одном саду создаются специальные зоны с перечисленным функциональным назначением.

Человеку западной цивилизации красота японского сада камней может быть настолько непонятна, что некоторые туристы, которым не известны принципы буддийской философии, с иронией, называют его кортом для тенниса

С их позиции, это только прямоугольная площадка, покрытая белым гравием, где хаотично разбросаны более десятка камней. Мудрые и искушённые в этом искусстве Японцы называют такие сады поэзией, в то время как европейцы, видят в них всего лишь не понятную им загадку. Японцы считают, что эти сады не нуждаются в таких примитивных объяснениях, как том, что торчащие среди песчаных волн глыбы не обработанных камней, являются олицетворением тигра преодолевающего реку, или то, что это горные пики парят в море облаков. Ни кто, даже Японцы, не в состоянии полностью понять, или выразить словами ту философию и поэзию, которая вложена в смысл этих каменных композиций.

Недоговоренность, изменчивость, недолговечность - японский принцип "Югэн", один из творческих приёмов, согласно которому настоящий художник увлекает зрителя в своё настроение, заставляя увидеть и вообразить что-то своё, сугубо личное.

Ценители считают, что только тот, кто в полной мере осмыслил значение "Масс бумей", термина, который в переводе означает - "цивилизация сосновой иголки", в состоянии почувствовать всю прелесть японского сада. Под это понятие подходит умение получать наслаждение от красоты всего одной сосновой хвоинки, а не леса в целом. По этой философии, только через получения эстетического удовольствия от созерцания одной веточки сакуры или единственной капельки росы можно понять всю красоту единого целого.

Устройство японских садов на небольшой территории отшлифовало искусство выращивания миниатюрных бонсай.

С использованием специального режима полива, того или иного состояния почвы , подрезки и перетяжки корней и стволов, японцы выращивают кустарники и деревья заданного размера и формы, с требуемым характером листвы. Они отлично вписываются в небольшое микропространство с моделями японских хижин, дворцов, храмов, камнями , символизирующими скалы. Такими миниатюрами и сегодня украшают любой интерьер.

Завершая рассказ о японских садах, можно выделить основные принципы их формирования:

- типологичность элементов;

- традиционность; - символизм;

- образная трактовка природы;

- связь с живописью;

- канонизация основных средств садового дизайна - воды, камней, сооружений и растительности.

Японский сад не смотрится роскошно. Наоборот, его отличительной чертой, является благородный аскетизм, мудрая недолговечность и сдержанность. Созерцающий его посетитель должен ощущать в нём гармонию умиротворения, наполняющую собой каждый уголок этого сада. Отрешившись от суетного мира, зритель должен чувствовать себя в этом саду комфортно и спокойно.

Одним из самых известных примеров использования японских традиций, а европейском ландшафтном дизайне служит сад Мира около здания ЮНЕСКО в Париже. Его автор - скульптор И.Ногуки.

    
    
    


 
ОФИС:
Украина, г.Днепропетровск пр.Правды 50
E-mail: vld@vldlux.com.ua
 
ТЕЛЕФОНЫ:
8 (056) 788-54-50
 
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
С удовольствием ответим
на все ваши вопросы:
Заполнить форму
© 2012-2014 vldlux. Все права защищены

Рейтинг@Mail.ru
Создаём сайты
О
с
т
а
в
и
т
ь
с
о
о
б
щ
е
н
и
е
Оставить сообщение
Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
Телефон в формате: +380xxxxxxxx
Спасибо!
Сообщение отправлено.