Китайский стиль садового искусства
Китайские сады

Китайские сады это образчики натурального искусства. Нет прямых линий ни в чём, нет источников с искусственными фонтанами и стриженых деревьев. Естественность и спонтанность ландшафтных композиций созданных природой осторожно, лёгко и плавно формируется искусной рукой человека. Здесь нет грубого вмешательства, в целостность природного ландшафта. Всё в этих садах гармонично и не навязчиво, естественное и природное.

Китайские сады в ландшафтном дизайне

Более всего красоту и неповторимость природы можно оценить в так называемых восточных садах. В восточном стиле выполнены сады Китая, Японии, Кореи, Вьетнама. Для европейцев первыми открылись сады Китая. Искусство китайских садоводов очень древнее, имеющее многовековые традиции.

Китайский сад – это первозданный мир, где каждый его посетитель, приобщаясь к вечным ценностям природы, может почувствовать себя далеко от городской суеты, это та среда, где чудесные пейзажи и уединённые прогулки, приносят поэтическое вдохновение.

Здесь часто пишут стихи, встречаются для бесед ученые, занимаются живописью и каллиграфией художники.

Не удивительно, что первые мореплаватели из Европейского континента были просто поражены их величием и красотой.

Сохранились восторженные отзывы Марко Поло, посетившего Линь-ань в 13 веке.
Начиная с 16 века Европа очаровывается храмами и дворцами, расположенными в Китае вблизи озер и холмов. Пору своего расцвета Китайское ландшафтное искусство пережило в XVIII веке, когда мода на китайский стиль сада стала оказывать влияние на парки Западной Европы.

Характеристика китайского садового стиля

Не смотря на множественное сходство китайских и европейских садов, их сущность во многом различна. Европейцы в своих парках и садах создают затейливые горки и сооружения, чтобы разнообразить свою жизнь и приукрасить природу. Китайцы же, в первую очередь, приобщают своих посетителей к духовному наследию природы, к её красотам: озёрам, скалам, полям и лесам.
В них отсутствует характерная для Европейских садов регулярность. В них нет украшенных статуями газонов и аллей, фонтанов и арок. Искусство садовника заключается в том, чтобы его вмешательство в создаваемую ландшафтную картину оставалось как можно более незамеченным. В китайских садах Вы не встретите деревьев и кустов, выстриженных в форме идеальных шаров или конусов, нет воды, которая неестественно фонтаном стремится в небо. Вода может течь только сверху вниз в виде водопадов или по горизонтали, как в природе. Ни одно из деревьев не имеет абсолютно правильной симметричной кроны. Дорожка в китайском саду никогда не повернет под прямым углом. Все линии плавные, извилистые, мягкие. В китайском саду все появляется как бы спонтанно. Китайские ландшафтные мастера стремятся создать в своих садах впечатление пространственной бесконечности, разбивая один сад на несколько частей.

Делается это при помощи зеленых стен, кулис, экранов, проемов, добиваясь таким способом эффекта бесконечной изменчивости и разнообразности мира. Из великого множества частей, словно мозаика, складывается композиция ландшафтного парка, воспринимаемая как один единый организм. Китайские сады подобно природе всегда многоликие и разнообразные, не похожие друг на друга ни в чём, всё же подчинены одному канону - следовать законам природы. В садовом искусстве Китая тесно срослись многие виды искусств. Китайский сад не мыслим без архитектуры. Но при этом остается главным принцип абсолютного единения архитектуры и пейзажа. Каждое здание в саду занимает продуманное и уникальное место, соизмеряясь с масштабом сада, его ритмом, возможностями насладиться природной красотой с различных точек зрения. Сад даже при малых размерах, включает в себя множество разнообразных сооружений - небольшие павильоны, предназначенные для занятий, беседки, галереи, мосты. Один из главных элементов здания, который тесно связывает его с окружающей природой - крыша. Она является важным звеном в эстетике китайского сада. Благодаря своей весьма изогнутой форме за счет приподнятых кверху углов, она вздымается к небесам, подобно ветвям деревьев. Такие "летящие" крыши усиливают декоративность сада, придают ему своеобразную экспрессию.

Камни в китайском саду

Разнообразна роль камней в китайских садах. Ни один из них не обходится без камней различных форм, размеров и пород. Почитание камней восходит к глубокой древности. Камням приписывалась магическая сила и сверхъестественная мощь. Поместить камни в сад и грамотно разложить их, предполагало приобщить к космосу пространство сада, обнажить внутреннюю жизнь и закономерности природы, её мощь и стихийность подчинённую единому ритму. Камни также были предметами поклонения, созерцания, их слушали. Кроме гор и камней в китайском саду обязательно должны быть водоемы. Камни и их неизменные спутники вода всегда главные объекты китайского сада. Они выражают единство и противоположность - Ин и Ян. Ручьи, озёра и пруды для любого китайца означают не только естественное украшение сада, но и гармоничное дополнение друг друга. Вместе они означают единство главных элементов мирозданья - мужского и женского начал. Воде в садах придавалось огромное значение. Озеро в китайском саде – сердце композиции. В садах южных провинций, где много естественных источников воды, озера занимали подчас до половины или же до 70% территории сада. Озеро могло быть единым водным пространством, но могло и расчленяться на множество небольших прудов, соединяющихся воедино прорытыми каналами.

Стоячая, гладкая и спокойная вода считалась символом покоя, в то время как ручьи и водопады олицетворяли жизненную энергию. В эстетическом искусстве китайского сада звук воды стекающей по камням и гальке играет огромную роль. В общей композиции сада большое внимание уделялось подбору кустарников, деревьев и цветов.
Типичные китайские сады отличаются разнообразием растительности имеющей символическую, эстетическую и утилитарную значимость. Значимое место в таких садах уделялось плодоносным деревьям и кустарникам. Их высаживали в свою, особую зону, с водоёмами и каменистыми горками. При подборе растительного материала учитывается сезонные изменения. Сад должен был сохранять красоту круглый год. В особом почете в китайском саду чувствуют себя сохраняющие свою жизненную энергию в зимнее время вечно зелёные растения: сосны, кипарисы и бамбук. Эти растения символизируют жизненную мудрость, благородство, долголетие и стойкость.
Противостоящий ненастьям и ураганам гнущийся на ветру, но не ломающийся бамбук, олицетворяет образ благородного человека, не сдающегося под ударами судьбы. Бамбук, сосна и слива «мэйхуа», это три почитаемых «друга суровой зимы». За цветением сливы начинает цвести гранат и персик. Красные цветки граната означают счастье, спокойствие и благополучие. Символ стойкости и долголетия – персик. В начале лета расцветают бегонии, магнолии и гортензии. Краснели к осени листья клёна. Они падали на воду озера пестрыми пятнами. По садам плывёт нежный аромат коричного дерева, распускаются яркие желтые цветы.
В зимнее время прозрачность оголенных ветвей усиливала графичность очертаний сада, вызывая новые ощущения пространства.
Каждому растению или группе растений отводились самые выгодные места для их созерцания. У самого дома часто высаживали банан. Его широкие листья под порывами ветра создавали характерный шелест, воспроизводя «музыку успокаивающего душу дождя». Не случайно он символизировал ученого, работающего в тиши своего кабинета. Бамбук обычно высаживался под окнами у стен, чтобы обитатели сада могли насладиться тенями, отбрасываемыми его побегами, трепещущими на фоне стены или окна. Старые, искривленные непогодой деревья особенно ценились в китайском саду. Ведь они вызывали чувство заброшенности, случайности, они служили примером жизненной драмы.

Цветы китайских садов

Традиции установились и в выборе цветов. Цветы, не связанные с благожелательной символикой, считались непригодными для садов. И напротив, считавшиеся носителями добра, занимали обширные пространства. Их выращивали на клумбах, в партерах, в горшках и плоских кадках у воды в виде зарослей, и в виде водяных растений, занимавших часть поверхности озера.

В Китае – царь цветов – пион. Уже в 4веке н.э. были известны многие его сорта, а позднейшая любовь к пиону становится всеобщей манией. Этот цветок считается символом богатства и знатности - знаком аристократа. Во время весеннего цветения пионов в китайских садах и парках объявляется праздник «тысячи пионов».

Весной сады и парки Китая также славятся и цветущими персиковыми деревьями. Нежные и яркие благоухающие лепестки цветка персика напоминают лицо юной красавицы.

Летом в садах цветут гортензии, розы, клематисы. Особым объектом созерцания служили и по-прежнему служат лотосы, расцветающие в интимных уголках озер. Лотос расцветает ранним летом. Листья его, подобно огромным подносам, держат на себе жемчужные капли воды. Поднимающийся на твердом стебле из темных, илистых глубин озера чистый, почти прозрачный розовый, голубой или белый цветок стал символом неуязвимости и душевной чистоты для житейской грязи.
Не случайно именно цветок лотоса ассоциируется с Буддой (Просветленным), а в настенных храмовых картинах буддистского рая на цветках лотоса изображены отдыхающие души праведников. Символ осени китайского сада – хризантема. Стойкая, не боящаяся холодов, она является еще и символом долголетия. Считается, что долгое цветение хризантем сулит благоденствие. Китай богат разновидностями этого цветка. Кудрявые и круглые, игольчатые и помпонные, гигантские и миниатюрные хризантемы наполняют китайские сады горьковатым запахом осени. Скульптурное оформление в китайских садах использовалось редко. В основном это были анималистские изображения – птиц и животных – аистов, черепах, драконов.

Сад всегда был готов к преобразованиям. Он менялся от сезона к сезону, время накладывало на него свои отпечатки. Неизменной оставалась лишь идея сада – художественный символ Вселенной во всем ее многообразии и богатстве. Реальная жизнь природы и художественный идеал в таком саду соединяются воедино. китайское ландшафтное искусство оказало сильное влияние на Европейское развитие пейзажного стиля в середине XVIII века и побудило к созданию т.н. англо-китайского сада. Оно же оказало большое влияние на развитие ландшафтного искусства Японии.

    
    
    


 
ОФИС:
Украина, г.Днепропетровск пр.Правды 50
E-mail: vld@vldlux.com.ua
 
ТЕЛЕФОНЫ:
8 (056) 788-54-50
 
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
С удовольствием ответим
на все ваши вопросы:
Заполнить форму
© 2012-2014 vldlux. Все права защищены

Рейтинг@Mail.ru
Создаём сайты
О
с
т
а
в
и
т
ь
с
о
о
б
щ
е
н
и
е
Оставить сообщение
Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
Телефон в формате: +380xxxxxxxx
Спасибо!
Сообщение отправлено.